«Мы уходим в степи. Мы можем вернуться, если только будет милость Божия. Но нужно зажечь светоч, чтобы хоть одна светлая точка была среди охватившей Россию тьмы…» – генерал Алексеев.
В ночь с 22 на 23 февраля 1918 г. начался знаменитый Ледяной поход. Из Ростова-на-Дону по степям выступила в поход горстка офицеров, юнкеров и добровольцев – будущая Добровольческая Белая армия, последние воины Российской Империи, сохранившие верность долгу.
36 генералов, 2103 офицеров и 1067 рядовых (в том числе 467 юнкеров и кадетов старших классов ), 24 врача и 122 сестры милосердия, обоз с ранеными, больными и беженцами.
Они уходили в неизвестность, идя навстречу и оставляя за собой врагов и равнодушных. У них почти не было патронов, снарядов, медикаментов, продовольствия. Генералы и полковники с винтовками на плечах шагали рядом с офицерами, солдатами, мальчишками юнкерами и кадетами, студентами.
Они еще не знали, что не одиноки, что в Кубанских и Донских степях поднимается против красных казачество, что уже ведут бои под Оренбургом казаки Дутова, а в Даурии – казаки Семенова. Они шли не мстить или возвращать себе мифические имения и фабрики, они не ведали тогда, что маленький их светоч, развернется в мощное Белое движение, которое дойдет до Курска, Петрограда, Казани. Они шли на бой, на смерть, чтобы жить и умереть так, как велела им честь офицера, честь солдата, честь русского человека, который в самое темное и смутное для Родины время становился воином.