#ruplutarchus #RP_Soc #RP_Pol
Итак, всё началось с середины XVII века, когда в Англии (вернее, среди эмигрантов, от неё спасавшихся, и под её непосредственным влиянием) сформировались понятия "борьба всех против всех" и "общественный договор". Если первое понятие сполна раскрыто в своём наименовании, то второе нуждается в пояснении. Теория общественного договора утверждает, что стадия совсем уж первобытного существования человека завершилась на заключении некоего негласного (или гласного?) договора внутри общины, а вернее — стаи человекоподобных обезьян, согласно которому члены этой самой стаи отказывались от враждебных действий по отношению друг к другу, дабы увеличить эффективность своей деятельности (охоты, собирательства, драк с соседями и прочего).
Таким образом, господа гуманисты представляют общество и государство как договор равных (!). Подобное утверждение уже не кажется таким мудрёным и непогрешимым, как его апология в виде вышеупомянутой теории. И действительно, получается, что всякое общество — это группа людей, добровольно объединившихся, имеющих общий интерес, равные права и исполняющих равные обязанности. Вздор!
Только задумайтесь, можно ли сказать, что все граждане государства являются оными добровольно? Миллионы мигрантов (а это только нашедшие способ переехать) говорят об обратном. Разве у ростовщика и его клиента общий интерес? Разве может уборщик трамвайных путей, как сказал устами Преображенского Булгаков, заниматься государственными делами наравне с учёным? Разве все мы вносим равный вклад в res publica, в общее дело? Да? И те, кто не платит уже третий год налоги? Вздор!
На самом деле, никакого общественного договора не было, нет и, надеюсь, не будет. Община и государство формировались в результате подчинения одними других: добровольно или не очень. Рассмотреть хотя бы появление "вождеств" и начало работорговли, без который не было бы и бледных подобий чудес света. Оказывается, всё то классическое наследие, которым мы так восторгаемся, стоит на тысячах, нет, десятках тысяч человеческих жизней!
А дальше что? Разве спрашивали разрешения франки у галлоримлян на то, чтобы разделить их земли на лены, брать с них оброк и сгонять отрабатывать барщину? А если бы они этого не сделали, то Европа погрязла бы в стычках между племенами, и арабы были бы остановлены не под Пуатье, а у стен Рима! Если бы конечно они были остановлены...
Российская империя. Хочет ли официальная история признавать это или нет, мы не вели лишь оборонительные войны. Более того, наши пращуры две трети времени где-то с кем-то воевали (Сухотин). Не было бы Эрмитажа, Лувра и Британского музея, если бы не трофеи войн и экспедиций, не было бы "Марша Радецкого", симфонии "1812", "Марша" Шуберта и многих других произведений искусства, если бы не войны и военная культура.
А советские "стройки века"? Любим мы СССР, не любим (я, например, не люблю), но мы должны признать, что всё советское наследие создано нашими руками — руками миллионов русских людей. И часто без спроса нашего согласия.
Вы видели где-нибудь намёк на свободу выбора, уважение к правам человека или обычную гуманность? Я не видел, если честно. Что же? Получается, что, как бы нам не хотелось верить в общий интерес людей и вселенскую дружбу, нам, едва освежив в памяти основные вехи истории, приходится признать досадный (или нет?) факт, что всё своё существование человечество живёт за счёт не просто эксплуатации одними людьми других, но самого настоящего угнетения! Либералы в самом деле правы: мы с вами и почти каждый европеец угнетаем других людей в своих интересах.
Но не стоит отчаиваться — всё не так уж плохо. Присмотревшись внимательнее, мы обнаружим, что в период своего расцвета всякое государство закручивало гайки с одной стороны и создавало нечто прекрасное и нужное людям с другой. К тому же, сейчас для выполнения требований государства нужно не коваться в кандалы или идти ловить раков в проруби, но просто игнорировать демонстрации, ходить на работу и платить налоги.
Какой нам сделать вывод из сего потока слов? Что нам принять в качестве новой парадигмы социальной и политической философии? Я вам скажу: тот простой и интуитивно каждому близкий факт, что нет никаких прав и свобод, не считая данных Богом, а именно права на жизнь и свободы вероисповедания, что всё наше бытие определяется лишь нашей совестью и правом сильного, что есть люди лучше и хуже прочих и что, в конце концов, нет справедливости, но есть долг и милость сильных.